Школа даёт знания только тем, кто согласен их взять. (С. Скотников) Дорогу осилит идущий.

воскресенье, 25 февраля 2018 г.

Учим таблицу умножения

Запоминать таблицу умножения нужно. От этого не уйти. Но просто «вызубрить» недостаточно. Ребенок должен понять – что такое умножение и как оно облегчает жизнь!
 Объясняем ребенку принцип умножения:
У Саши, Коли и Маши в руках по два яблока. Сколько всего яблок у детей?
2+2+2 =6 или 2х3 =6. Два яблока взяли 3 раза. Или число 2 сложили 3 раза.
Для закрепления в школе дети решали много предметов такого типа:
2+2+2+2+2
5+5+5+5+5+5+5+5+5

Это своего рода подготовка к умножению. Если будете так решать – ребенку будет легче.
Просто так складывать цифры ребенку скучно! Поэтому вместо выше приведенных примеров можно тренироваться в устном счете двойками, тройками, пятерками и т.д.
Этот процесс легко организовать в игре:
  • считайте покупки (фрукты, овощи, яйца и прочее) двойками, тройками;
  • машины во дворе или на стоянке;
  • деревья на алее;
  • количество человек в очереди;
  • устройте соревнование, кто вперед посчитает четверками книги на книжной полке, карандаши, детали конструктора и т.д
Для начала подготовьте саму таблицу умножения. Лучше всего подойдет таблица Пифагора (помните, которая была напечатана на обороте еще советских тетрадей в клетку).
Теперь главное: не напугать ребенка!


Вид огромной таблицы может отбить желание ребенка изучать умножение. Поэтому рассмотрите её вместе и поищите закономерности. Покажите ребенку на примере, что от перестановки множителей произведение не меняется. И сделайте впечатляющий вывод из этого правила — выучить нужно всего половину таблицы!
Пусть ребенок закрасит (или прикроет листом) вторую часть таблицы, чтобы зрительно увидеть объем предстоящей работы.
 Лучше всего начать учить таблицу умножения с простых примеров, чтобы закрепить у ребенка успех.
1. Разбираем умножение на 1 и на 10
Здесь все просто.
Объясняете ребенку, что при умножении на единицу у нас получается то же самое число. Мы просто «берем» это число 1 раз. 3х1=1.
При умножении на 10 нужно просто добавить к числу нолик. Вот и все. Ребенок уже знает 2 столбика из таблицы умножения.
2. Учим примеры-рифмы
Повторюсь, когда в обучении присутствует элемент игры – информация запоминается намного быстрее. Поэтому предложите ребенку выучить примеры-рифмы. Их в таблице умножения 4.

5х5 = 25

6х4 = 24

6х6 = 36

6х8 = 48
Смотрим, что нам осталось выучить:
3. Учим умножение на 2
Удваивать числа ребенку легко. По сути – это простое сложение двух одинаковых чисел. Как правило к моменту изучения таблицы умножения дети уже достаточно хорошо складывают и потому освоят умножение на 2 быстро.
Отмечаем полученные знания на таблице Пифагора:

4. Учим умножение на 5

Умножение на 5 тоже не составляет труда. Обратите внимание ребенка, что все результаты умножения заканчиваются либо на 5, либо на 0:

  • умножаем четное число – результат заканчивается на 0: 4х5 =20
  • умножаем нечетное число – результат заканчивается на 5: 3х5=25

И не забываем отметить результат в таблице:
Обратите внимание ребенка, что ему осталось выучить всего 20 примеров. А это не так уж и много!

5. Учим умножение на 9
Есть две хитрости, которые позволяют легко понять умножение на 9. На самом деле секретов больше, но самых эффективных два. Поэтому о них я вам и расскажу.
Умножение на 9 с помощью пальцев
Кладем две ладони перед собой. Пробуем умножить 2 на 9. Загибаем второй палец слева.
Те пальчики, что остались слева от загнутого пальчика – это десятки, справа – единицы.

 Пробуем еще раз. Умножаем 7х9. Загибаем 7 палец. Слева остается 6 пальцев (десятки), справа три пальца. Единицы. 7х9=63
Умножение на 9 с помощью вычитания
Покажу этот способ на примере:

5х9.  Т.е. число 5 нужно взять 9 раз. Мы уже знаем, что 5х10=50. Поэтому уменьшаем 50 на одну пятерку и получаем 45.

3х9.  Число 3 нужно взять 9 раз. Если мы возьмем число 3 – 10 раз, получим 30. Убираем лишнюю тройку и получаем 27.
Осталось совсем немного:
6. Учим умножение на 3
Вот тут придется ребенку немного потрудиться. Нужно будет запоминать. И уже на этом этапе могут возникнуть небольшие трудности, особенно с примерами 3х6, 3х7 и 3х8.
Радует то, что нужно запомнить всего 5 примеров!
Если ребенку тяжело дается запоминание – играйте! Мы придумывали и отбивали разные ритмы на разные примеры, многократно напевая: три на шесть – восемнадцать в одном ритме, а три на восемь – двадцать четыре в другом.

Кому то помогут стихи Андрея Усачева:
Стал Фома оладьи есть:

Восемнадцать — трижды шесть.

***

Трижды семь — двадцать один:

На носу горячий блин.

***

Прогрызли мыши дыры в сыре:

Трижды восемь — двадцать четыре.

Либо самодельная карточная игра в таблицу умножения, о которой я расскажу в следующем сообщении.

Выучили? Смотрим, что нам осталось по таблице Пифагора

7. Учим умножение на 4
Нам нужно выучить всего 4 примера в умножении на 4 и повторить ранее выученное в этом столбце. Сначала повторяем 4х на 1, 2, 3, 5, 6 (рифма), 9 и 10.
Затем учим 4х4, 4х7 и 4х8.
В умножении на 4 можно обратить внимание ребенка вот на что: чтобы умножить на 4, нужно дважды удвоить число.

Например, 4х7. Удваиваем 7 (т.е. сначала умножаем 7 на 2) получается 14. Удваиваем 14 – получается 28.
Мы с дочкой этот прием не использовали, просто запоминали примеры. Но возможно кому-то этот способ покажется удобным.
Итак, нам осталось выучить 4 примера
8. Учим умножение на 6, 7 и 8
Начинайте с повторения. В таблице умножения на 6 нам осталось выучить 6х7.
6х6 и 6х8 встречалось в рифмах. Остальные столбцы мы уже разобрали.
С семеркой и восьмеркой тоже все понятно.

В сообщении на главной странице от 5 февраля я просила распечатать детям рекомендации Т.В. Шкляровой "Как я учила мою девочку таблице умножения". Спасибо всем, кто это сделал и уже начал работать с детьми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.