Уважаемые родители, вы, наверное, уже посмотрели, какие нормы техники чтение по ФГОС ожидают нас во 2 классе. Как быть, если ребенку никак не удается достичь верхнего
значения норматива? Для начала нужно понять, что чтение – это не то, что
дано нам свыше, как талант, например. Это навык. А навыки имеют
обыкновение развиваться с помощью упорных тренировок и волшебных упражнений.
План тренировки по развитию техники чтения у ребенка
Техника чтения!
Скажите, что вы чувствуете, когда слышите это словосочетание?
Спокойствие и уверенность? Поздравляю! Видимо, у вашего ребенка с
чтением все в порядке!
Но бывает и другая ситуация, когда ничего кроме глухого раздражения у
родителей и панического страха у школьников это безобидное
словосочетание не вызывает. А появление двоек в дневнике заставляет
родителей задуматься о том, как развить технику чтения у ребенка?
Хорошие новости! Двойки можно заменить на пятерки, ну или хотя бы на
четверки. Просто нужно потренироваться. Это как у спортсменов. Быстрее
всех бегает тот, кто больше тренируется. Только тренировки — это не
просто банальный и бесконечный бег по кругу. Это целый комплекс, иногда
самых неожиданных, упражнений. А кто может определить, какие именно
упражнения нужны спортсмену? Правильно! Тренер!
Так и с чтением. Хотите, чтобы ваш школьник быстро читал? Станьте для
него личным тренером. Подберите комплекс упражнений, занимайтесь, и
результат не заставит себя ждать.
Естественно, тренеру положено знать, что такое техника чтения.
Что такое техника чтения и зачем она нужна?
Когда учитель устраивает поголовную проверку этой самой техники, он обращает внимание на:
- скорость чтения;
- выразительность;
- понимание;
- правильность.
А не только на скорость, как думают очень многие. Хотя и скорость чтения тоже имеет значение.
Оптимальной для человека, максимально приближенной к возможностям его
речевого аппарата считается скорость чтения – 120 слов в минуту. Это та
самая цифра, к которой нужно стремиться и которой нужно достичь по
окончании начальной школы. Если этого не произойдет, то в пятом классе
готовьтесь к снижению успеваемости по всем фронтам.
Если хромает чтение, то вместе с ним за компанию будут хромать и
математика, где приходится читать задачи прежде чем их решать, и русский
язык, и окружающий мир и другие предметы, за исключением разве что
физкультуры.
Для учащихся начальной школы установлены разные нормативы техники
чтения. Для 1 класса они одни, а для 2 класса совсем другие. Для
учеников 3 класса установлена своя планочка по чтению, и она чуть ниже
чем норма для 4 класса.
Составляем план тренировки
Давайте подсмотрим за
тренировкой бегуна.
Сначала разминка, чтобы мышцы разогреть, чтобы травм и растяжений
избежать. Потом СБУ — специальные беговые упражнения, которые могут быть
направлены на развитие координации движений, на прямолинейность бега,
на правильную постановку стоп и т.д. Оказывается бегуны тренируются
бегать не только бегая! А уже в конце тренировки собственно бег и
фиксирование результатов.
Переносим полученные знания в интересующую нас область, то есть в область чтения и составляем свой план.
Итак, план тренировки юного читателя:
- Разминка.
- СЧУ — специальные упражнения читателя.
- Чтение.
- Фиксирование результатов.
А теперь рассмотрим каждый пункт плана подробнее.
Разминка
Целью разминки является включение ребенка в процесс занятия и
подготовка к работе необходимых для чтения «инструментов». А именно
артикуляционного аппарата.
Артикуляционный аппарат — анатомо-физиологическая система органов, участвующих в порождении звуков речи и голоса.
Нужно разбудить язычок, губки, щечки, голосовые связки. Лучшим
пробуждающим средством является зарядка.Например,
Зарядка = Артикуляционная гимнастика + Чистоговороки + Скороговорки
Артикуляционная гимнастика
Предложите ребенку выполнить следующие несложные упражнения:
- «Потягушки» Высунуть я зык изо рта и постараться дотронуться до носа, потом до подбородка, потом до левой щеки, ну и до правой.
- «Вкуснятина» Высунуть язычок и сделать движения по кругу, как будто облизываясь. Сначала проходим по нижней губе, потом через уголок перейти на верхнюю губу и вернуться к нижней. А потом в другую сторону.
- «Ку-ку» При сжатых губах толкаем языком изнутри одну щеку, а потом вторую.
- «Лошадь Пржевальского» Это упражнение для губ, когда через не сильно сомкнутые губы с силой выдуваешь воздух. В результате губы от потока воздуха должны завибрировать и издать специфический звук, похожий на фырканье лошади.
- «Улыбайся» Губы растягиваем в улыбку, а потом вытягиваем в трубочку.
- «Толстощек» Надуваем одну щечку, сдуваем, потом надуваем вторую щечку, сдуваем, а потом надуваем сразу две щечки. Да и сдуть потом не забудьте.
Для занятий артикуляционной гимнастикой приготовьте зеркало. Во-превых, чтобы можно было контролировать процесс. А во-вторых, иногда такие смешные рожицы получаются, что настроение поднимается.
Чистоговорки и скороговорки
Чистоговорки — это набор из нескольких слогов и коротенькой фраз следом за ними, например:
Ко-ко-ко-ко – убежало молоко!
Ца-ца-ца- ца – пригорела пицца!
Ри-ри-ри-ри – прилетели снегири!
Чистоговорки можно самим придумать, это не сложно. Главное следите,
чтобы все буковки проговаривались качественно и чтобы сохранялся ритм
чистоговорки. А чтобы с ритма не сбиваться, можно постукивать по столу
ручкой.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ехал грека через реку.
Купи-ка котику Китикетика.
Когда ребенок в первый раз видит скороговорку и пытается ее
прочитать, то не требуйте от него скорости. Пусть читает медленно, но
чистенько, проговаривая все звуки. Со временем скорость будет
увеличиваться.
Читать скороговорки можно по разному:
- сначала про себя;
- потом шепотом;
- потом тихим голосом;
- а потом уже громко.
Единственное, на что здесь не стоит обращать внимание, так это на выразительность.
Разминка окончена, можно приступать к СЧУ — специальным упражнениям читателя.
Специальные упражнения читателя
Таких упражнений очень много (о них чуть позже). Каждое из этих упражнений направлено на развитие чего-то крайне необходимого для беглого и красивого чтения. Обратите пристальное внимание на эти специальные упражнения. Они — основа тренировки. Они способны увеличить скорость и улучшить понимание текста. Без них мы далеко не продвинемся.
Переходим к чтению
Итак. На старт! Внимание! Марш! Ребенок читает. До тех пор пока
родители не скажут слово «Стоп». Это должно произойти, когда секундомер
отсчитает ровно одну минуту.
Ну, а теперь самое интересное — оценка результатов.
- Оцените качество чтения. Были ли ошибки в словах? Если без этого не обошлось, то нужно вернуться к тексту и еще раз обратить внимание ребенка на эти «ошибочные» слова.
- Оцените понимание прочитанного. Для этого нужно задать школьнику три — четыре простых вопроса по тексту.
- Оцените скорость чтения. Посчитайте слова.
И в конце обязательно зафиксируйте результаты. Заведите специальный
журнал тренировок и записывайте результаты в нем. А еще лучше табличку с
результатами на стену повесить. Чтобы ребенку было наглядно видно, что
он двигается вперед. Чтобы он точно знал, что все это не зря. И чтобы
было стремление подняться еще выше.
Ну вот и все! Тренировка окончена! А когда следующая?
Расписание тренировок
В этом деле главное — постоянство! Тренироваться нужно часто.
Желательно каждый день. По 15 — 30 минут. А что такое полчаса по
сравнению со всей жизнью, в которой чтение пригодится не раз и не два, и
не только в школе? Полчаса — это сущая ерунда! Но даже и этой ерунды
будет достаточно, чтобы уже совсем скоро и вы, и ваш любимый ученик
заметили, что буквы складываются в слова, а слова в предложения все
быстрее, все красивее.
Говорят, что увеличить скорость и качество
чтения помогает чтение книг перед сном. Так что, прежде, чем поцеловать
своего ребенка на ночь и пожелать ему приятных снов, почитайте с ним
книгу.
Где брать тексты для проверки?
Выбор текста для проверки — дело ответственное. К этим текстам предъявляются особые требования. Где же их взять?
Вот, например, одна из них. Из серии «Светлячок». У них очень
много хороших и недорогих книг для начальной школы по разным
предметам. Среди них и «Проверяем технику чтения», в которой найдете не
только подходящие тексты, но еще и тестовую форму контроля и даже форму
для самооценки школьника.
Дорогие родители, а может быть вы хотите заняться и своим развитием? Специально для вас есть очень интересное видео. На нем мастер-класс по скорочтению от преподавателя одной из московских школ Леоновой Ольги Леонидовны. Посмотрите, будет интересно!
Дорогие родители, а может быть вы хотите заняться и своим развитием? Специально для вас есть очень интересное видео. На нем мастер-класс по скорочтению от преподавателя одной из московских школ Леоновой Ольги Леонидовны. Посмотрите, будет интересно!
Надеюсь теперь словосочетание «техника чтения» не вызывает у вас чувства растерянности.
Ну,а если до сих пор немножко «потряхивает», то для надежности советую вам посетить бесплатный вебинар «В зоне особого внимания чтение!». И тогда вы точно будете знать, что нужно делать!
По материалам
Евгении Климкович.
По материалам
Евгении Климкович.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.