![]() |
https://www.combook.ru/product/11829409/ |
(О специфических ошибках чтение и письма уже шёл разговор. Смотрите ЗДЕСЬ.)
Дисграфия имеет
определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только
специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует
дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной
программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.
Что такое дисграфия?
Как правило, о том, что у ребенка есть
проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при
обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это
специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с
фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б",
вместо "т" — "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы,
пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.
По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.
Сравните "предложение" — "бретлошение" и
"предложение" — "придложение".
В этом примере отчетлива видна разница
между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.
При этом почерк таких детей часто бывает
неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но
пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными
детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок,
медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто
не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или
говорить кратко. Из-за этого "дисграфик" не имеет полноценного общения
со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.
К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая "не ходит одна": чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.
Виды дисграфии
- Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
- Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
- Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
- Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
- Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.
Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от
родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в
работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими
заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.
По сути, ребенок, у которого
выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена
работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок
не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).
Как
устранить дисграфию и возможно ли это?
К счастью,
да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и
самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это
не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий,
чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и
чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в
обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.
Дисграфия —
это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно
стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и
упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди,
страдающие от дислексии и дисграфии. Например, Ганс
Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин
Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.
Какой врач лечит дисграфию?
Стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная
работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать,
произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие
нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное
лечение.
Устранение
такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны
объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять
определенные упражнения.
Не нужно
забывать, что "дисграфик" очень часто остро чувствует свою проблему и
боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку,
мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую
поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах,
помогать.
Итак, дисграфия —
нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять
сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со
сверстниками).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.