Школа даёт знания только тем, кто согласен их взять. (С. Скотников) Дорогу осилит идущий.

понедельник, 11 июня 2018 г.

Ещё раз о желании детей учиться.


Большинство родителей думают, что они подготовили ребенка к школе, если научили его, например, читать. Парадокс заключается в том, что можно не уметь читать и писать к началу учебного года, а быть готовому к школе и успешно обучаться. И наоборот, можно владеть определёнными учебными навыками до школы. А в дальнейшем не усваивать школьную программу, и отставать, отставать, отставать. Часто бывает, что приходя в школу, ребёнок неплохо читает, иногда даже больше нормы по технике чтения. И в начале первого класса, когда все дети начинают изучать первые буквы алфавита, он старается показать свои знания, ребёнок тянет руку, просит почитать вслух, когда весь класс изучает классификацию звуков, учатся анализировать их, чертить схемы слов, ребёнок демонстративно не принимает участия в уроке, теряет интерес к обучению и откровенно скучает.
Почему так происходит? 

Да потому что, несмотря на то, что ребёнок, придя в первый класс, читает и считает, но у него не сформированы навыки поведения на уроке
(произвольность поведения), положительное эмоциональное отношение к учёбе, умение общаться, выражать свои мысли вслух, не развита тонкая координация моторики рук (взаимодействие движения рук со зрением), тогда вся учёба пойдёт наперекосяк. На что же надо обратить внимание? Самое важное - заниматься выработкой произвольности поведения у ребёнка, т. е. способностью усилием воли управлять собой и своим поведением. 

Родители могут формировать произвольность у своих детей в домашних условиях. Принцип формирования произвольности очень прост: надо помочь ребёнку довести начатое дело до конца, поддерживать его морально и эмоционально. 
Просите детей почитать вам книги, вместе обсуждайте прочитанное, соотносите с жизнью. Пусть самостоятельное ежедневное чтение как вслух, так и про себя, для них будет такой же устоявшейся привычкой, как почистить зубы. Помогайте ребятам развивать память. Для этого помогут упражнения по заучиванию стихов, пересказы детьми увиденного, услышанного или прочитанного. 
Есть и другие важные для учёбы факторы.  
Фонематический слух. Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Различение звонких и глухих, например г-к - непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости. Он должен слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо).  
Звукопроизношение. Речь ребенка далеко не всегда бывает правильной от природы. Ребенок к пяти годам должен выговаривать все звуки! Несмотря на наличие логопедических групп в ДОУ, в общеобразовательные школы поступает большое количество детей с недоразвитием речи. (И в нашем классе есть ребята, которым необходима помощь логопеда. Ещё задолго да 1 сентября первого класса я раздала всем родителям памятки с перечисленными признаками для самостоятельного определения необходимости работы логопеда с ребёнком-школьником.)
Качество детского рисунка. 
Одним из основных показателей готовности к овладению процессом письма является качество детского рисунка. Рисование не пустая забава, а один из важнейших этапов развития. Рисование развивает интеллект, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук, совершенствует эмоциональный мир ребёнка, формирует у него представления о прекрасном. Поэтому всегда стоит обращать внимание на то, что и как он рисует. Если вы заметили, что ребенок равнодушен к рисованию, и на ваше предложение нарисовать что-нибудь обычно отказывается: «Не хочу... не умею... не знаю, что рисовать» - это серьезный повод для беспокойства. Всего 5-10 минут в день работы с книжкой-раскраской - и многие школьные проблемы можно было бы решить  ещё до поступления в первый класс! Если уж так случилось, что ручка, карандаш и кисточка до сих пор "не слушаются" вашего ребёнка, то обязательно рисуем, раскрашиваем, лепим, клеим, вырезаем и мастерим сейчас летом (в помощь - в блоге на главной странице справа есть раздел "Учимся рисовать "Каля-Маля"").
Личностная готовность. Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка и желанием идти в школу. Не преподносите учёбу, как ужасную повинность и неизбежность, а оценки, как наказание и главный критерий для вашей любви. Развивайте у ребёнка максимальную самостоятельность в самообслуживании, спокойствие, вежливость и уважительное отношение к окружающему пространству и людям.
Уважаемые родители, пока ещё возможно многое откорректировать, чтобы труд ребят был намного эффективнее и приносил им только радость!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.